МОАУ "Покровская СОШ"
село Покровка Новосергиевский район Оренбургская область
  • Функциональная грамотность

    Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

    Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.

    Составляющие функциональной грамотности:

     1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

    2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

    3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

    4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность,
    необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

    5. Креативное мышление.

    6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:

    - критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

    - осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;

    - вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

    Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

    Ресурсы, на которых размещены задания, направленные на формирование и оценку функциональной грамотности, а также образцы заданий на формирование того или иного элемента функциональной грамотности.

    Рекомендуемые ссылки:

    https://fg.resh.edu.ru/;

    https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti;

    http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/;

    https://sdo.edu.orb.ru/index.php

    Материалы по функциональной грамотности

    Марафон функциональной грамотности. Разбор заданий. (23.09.2021 Академия Минпросвещения России)

    Повышение качества образования через достижение новых образовательных результатов. Материалы площадки августовского совещания

    Национальные и международные исследования качества

    Функциональная грамотность. Готовимся к PISA 2022

        Читательская грамотность

        Естественно-научная грамотность

        Математическая грамотность

        Финансовая грамотность

    Федеральный уровень

    1. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения Российской Федерации от 06.05.2019 № 590/ 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»;
    2. Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2019 года № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»;

    Региональный уровень

    1. Приказ МО Оренбургской области от 17.09.2021 № 01-21/1502 Об организации работы по повышению функциональной грамотности
    2. Региональный план мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций;

    Муниципальный уровень

    1. П Р И К А З  МКУ «Отдел образования муниципального образования «Новосергиевский район Оренбургской области» от 08.10.2021 № 218 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности в  2021 –2022 учебном году в общеобразовательных организациях  Новосергиевского района»
    2. Муниципальный план мероприятий

    Школьный уровень

    1. Приказ МОАУ "Покровская СОШ" от 01.09.23 г. № 14/5 "Об организации работы по повышению ФГ"
    2. План мероприятий образовательной организации по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций.
    3. Дорожная карта по формированию функциональной грамотности

    В рамках реализации регионального плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций на 2021-2022 учебный год, Академия Минпросвещения России проводит марафон функциональной грамотности (далее – Марафон).
    Марафон будет проходить три четверга подряд – 23 сентября,  30 сентября и 7 октября с 12:00 до 18:00 (МСК). Ведущие вебинаров – эксперты Академии Минпросвещения России.
    23 сентября 2021 года приглашаем учителей предметов естественнонаучного цикла, методические службы, председателей и членов региональных ассоциаций химии, физики, биологии, географии, руководителей ГМО/РМО, родителей и обучающихся.
    В программе:
    12:00 – 12:30, развитие компетенций учителя в области формирования естественнонаучной грамотности школьников;
    12:30 – 13:30, разбор заданий по развитию естественнонаучной грамотности на уроках биологии;
    13:30 – 15:00, разбор заданий по развитию естественнонаучной грамотности на уроках физики;
    15:00 – 16:30, разбор заданий по развитию естественнонаучной грамотности на уроках химии;
    16:30 – 18:00, разбор заданий по развитию естественнонаучной грамотности на уроках географии.
    Подключение к трансляции вебинара по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=4I_2WJ_8Vq4.

    Вебинар 30 сентября 2021 года будет посвящен вопросам формирования математической грамотности, 7 октября 2021 года – читательской грамотности.
    Информация на сайте Академии Минпросвещения России: https://apkpro.ru/news/vnovomuchebnomgoduuchitelskayaakademiistartuet23sentyabrya2021godamarafonomfunktsionalnoygramotnosti/.

    Материалы для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся

    Повышение квалификации по формированию функциональной грамотности

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике